- Два года назад, - начал свое выступление докладчик, - конференция министров европейских стран приняла Стандарты и рекомендации для систем гарантии качества в европейском пространстве высшего образования. В документе есть ряд рамочных положений, которые, на наш взгляд, можно ис-пользовать как основополагающие для интерпретации результатов Интернет-экзамена. -Какие это положения? Первое - «поставщики высшего образования несут основную ответственность за качество и его гарантию». Фраза, на первый взгляд, простая, но носит принципиальный характер. То есть ни министерство, ни Рособрнадзор, а именно высшее учебное заведение отвечает за качество. Второе - «должны разрабатываться процессы, с помощью которых вузы могли бы продемонстрировать свою отчетность». Задача Федеральной службы и Национального аккредитационного агентства состоит как раз в том, чтобы создать методическую базу, которой могли бы воспользоваться вузы продемонстрировать свою отчетность. Необходимость открытости и прозрачности деятельности вузов не только для внутреннего, но и внешнего потребителя определяет и следующее важное положение Стандартов и рекомендаций: «учебные заведения должны демонстрировать качество своей деятельности как в стране, так и на международной арене». Исходя из этих положений, перед Интернет-экзаменом ставятся две основные задачи: оказание помощи образовательным учреждениям в демонстрации качества подготовки специалистов и стимулирование вузов к регулярному участию и демонстрации этого качества. Предложенные Росакредагентством принципы зачета результатов ФЭПО по своей форме напоминают принцип «зеленого» и «красного» таможенного «коридора». При зачете результатов Интернет-тестирования предполагается ввести три степени доверия: высокую, допустимую и неопределенную.
[center]
Высокая степень доверия («коридор» зеленого цвета) – это когда информация образовательного учреждения не вызывает сомнения и ее достаточно для принятия решений. Это означает, что программа (речь идет не о вузах, а именно о программах) регулярно участвует в Интернет-экзамене (90 процентов) студентов по тестируемому циклу дисциплин); стабильно удовлетворяет требованиям ГОС; учебное заведение демонстрирует результаты тестирования и качества подготовки студентов обсуждаются на ученых советах образовательного учреждения и факультета; учебное заведение гарантирует объективность процедуры тестирования; статистический анализ показывает высокую степень достоверности результатов тестирования. Допустимая степень доверия (также «коридор» зеленого цвета) означает необходимость небольшой выборочной проверки. При этой степени программа, как и при высокой степени, регулярно участвует в Интернет-тестировании; по большинству (более 75 процентов) тестируемых дисциплин удовлетворяет требованиям ГОС; для не удовлетворяющих требованиям ГОС дисциплин разработаны программы развития; образовательное учреждение демонстрирует результаты по данной программе на общедоступном сайте и т.д. И, наконец, недостаточная степень доверия («коридор» красного цвета) означает, что информации недостаточно для принятия решения. Критерии отнесения к «красной зоне» предполагаются следующие: программа не участвует в ФЭПО (либо участвует эпизодически, либо неполным составом студентов); по ряду (более 25 процентов) дисциплин не отвечает требованиям ГОС; результаты тестирования не демонстрируются на общедоступном сайте (либо демонстрируются в неполном объеме); учебное заведение не может гарантировать объективность процедуры тестирования, а статистический анализ не гарантирует достоверность результатов тестирования. При ранжировании учебных заведений по степеням доверия могут последовать следующие рекомендации: при высокой степени доверия - тестирование при комплексной оценке не проводится. При допустимой - Рособрнадзор оставляет за собой право проводить небольшое выборочное обследование. При неопределенной степени - тестирование во время комплексной оценки проводится в полном объеме. Кстати, в ходе выступления В.Г. Наводнов заметил, что Федеральная служба и агентство гарантируют, что результаты тестирования направляются только в вуз, а далее уже само учебное заведение принимает решение, демонстрировать ли эти результаты на своем сайте. В ответ глава Рособрнадзора В.А. Болотов проинформировал членов коллегии, что на недавнем совещании в Белгороде президент РФ потребовал: для системы образования открытость и прозрачность должны стать императивом, - поэтому сегодня Федеральная служба совместно с Федеральным агентством по образованию готовят предложения, в частности, об обязательной составляющей содержания вузовских сайтов. На вопрос из зала о том, есть ли смысл участвовать в тестировании дважды в год, если его и так необходимо проходить раз в пять лет при комплексной оценке, ответил В.А. Болотов: - Смысл в том, чтобы тем вузам, которые систематически занимаются мониторингом, постоянно в течение пяти лет работают над качеством и работают хорошо, мы могли понизить объем работы при проведении комплексной оценки. Принять это решение и позволит та база данных, собранных по учебному заведению в ходе Интернет-тестирования в течение пяти лет.
Из материалов журнала «Аккредитация в образовании» № 18, ноябрь 2007 г.