Главная причина бедственного положения молодого поколения — та атмосфера равнодушия, которую создает вокруг него взрослое поколение. Нас ужасает рост детских суицидов, тревожат масштабы распространения курения, наркомании, алкоголизма среди детей и молодежи, детская беспризорность. И легче всего в этих условиях принять позу обиженно-умудренного обвинителя и пальцем указывать на причины происходящего — вот как развращают телевидение, компьютерные игры, пресса, грубая музыка, литература...
Конечно, будем правы, но только отчасти.
Мы, вузовские работники, часто обсуждаем эти злободневные вопросы, пытаясь понять истинную причину наших бед и утвердить путь, который основан на духовно-нравственных началах. Иногда кажется, что мы бессильны перед современным миром соблазнов, перед нарастающей силой низменных чувств, бездушием и бессердечием.
Но бессильны ли мы, если знаем, что обстоятельства порождаются сознанием, что возвышенная духовность есть опора личности и всего человечества?
На все эти вопросы в какой-то мере можно найти ответы в нравственном наследии академика Лихачева. Нельзя не согласиться с его критикой вульгарного подхода к истории, когда в учебниках подробно излагаются вопросы экономики и политики, а затем мимоходом сообщается о культуре того или иного исторического периода. Жизнь общества намного сложнее. Причина и следствие часто меняются местами. По этому поводу необходимо помнить слова Дмитрия Лихачева о том, что именно культура «делает людей, населяющих определенное пространство, из простого населения народом, нацией».
В последние годы вопрос обеспечения национальной безопасности России объективно выдвигается на первый план. Однако при обсуждении этой проблемы на различных форумах, а также в органах власти основное внимание уделяется геополитическим, экономическим и военно-техническим аспектам. Радует, что в последние годы руководители страны В. Путин и Д. Медведев начали уделять особое внимание и культурологическим направлениям.
Духовный мир человека, как особо хрупкая материя, легко уязвим, если недостаточно защищен. В наше время на первый план выходят такие качества, как жадность, эгоизм, амбиции, стремление к удовольствиям и развлечениям. Все это приводит к духовному и нравственному кризису, возрастает отчуждение и самоотчуждение человека. Негативная информация, поступающая из СМИ, воздействует не только на сознание, но и на подсознательную сферу человеческой психики. В этих условиях эмоциональный голод может быть удовлетворен только через обращение к эстетическим, нравственным идеалам.
Большой урон обществу наносит злоупотребление свободой печати. В первую очередь расчет делается на то, что российский человек глуп, и можно, словно гвозди, вколачивать ему в голову те или иные убеждения. Так воспитывается культура беспредела. Бога нет, делай что хочешь.
С другой стороны, в российском информационном пространстве находит распространение правовой нигилизм. При этом необходимо отметить насаждение культа насилия, порнографии, смакования ужасов... Сегодня как никогда актуальны слова Цицерона: «Не давайте ей (жестокости — О. В.) дальше распространяться в нашем государстве. Она опасна не только тем, что самым ужасным образом истребила стольких граждан, но и тем, что привычка к постоянным картинам несчастий сделала самых добрых людей глухими к голосу сострадания. Ибо когда мы ежечасно видим одни только ужасы или слышим о них, то даже если мы от природы очень мягки — все же наши сердца вследствие непрекращающихся потрясений теряют всякое чувство человеколюбия».
Сегодня в прямом смысле идет информационная война. Многие СМИ забывают о нравственном здоровье народа и его исконных ценностях. Как будто никто в России сегодня не варит сталь, не водит поезда, не сеет, не учит наших детей...
Актер и кинорежиссер Ролан Быков говорил еще в 1995 году: «Я утверждаю, что 30 процентов российской детворы и молодежи шизофренизировано... Одна из причин — это угнетение родового инстинкта, то есть унижение чувства патриотизма. Еще одна причина — разрыв диалога между поколениями. Диалог между отцами и детьми прерван, это рождает трагедию Маугли. Ребенок шизофренизируется...» Развал прежней системы воспитания и образования привел к утрате жизненных ориентиров. Идеал начинает уступать золотому тельцу. Произошла девальвация не только материальных, но и духовных ценностей. Вирус социального равнодушия проникает в сознание и души людей. Многие средства массовой информации формируют, прежде всего у молодежи, искаженное, неадекватное восприятие реальной жизни. Происходит так называемая дереализация, являющаяся одним из признаков шизофрении. Потоком шумных развлекательных телешоу, публичными играми на деньги («Поле чудес», «Кто хочет стать миллионером»), всевозможными ток-шоу и смехопанорамами, частым показом эротики создается впечатление празднично, благополучной, беспроблемной жизни. И это в то время, когда в отдельных регионах наблюдаются кризисные явления, значительная часть населения находится за чертой бедности.
Посмотрите на великую Россию. Люди все чаще задаются вопросом: как случилось, что наша страна стала второстепенной? Не могу найти и ответа на вопрос: почему же не ранит народ черная ложь о нашем якобы рабстве, о русской неполноценности? Почему верит он мифам о доброй Америке, помощи Запада? Я живу со страшным ощущением, что кто-то цинично выполняет задачу по оглуплению моего народа.
Где теперь Пушкин, Чехов, Бунин, Толстой? Где наш великий Достоевский? Нет их ни в театре, ни в кино... В программах московского радио и телевидения — рок, реклама и доллар, доллар... Он здесь хозяин. Одновременно по всем каналам идет алкогольная реклама. Ребенка приучают жить с пивом: мол, не алкоголь это, а волшебный эликсир, позволяющий быть «продвинутым», современным, успешным. Мы этих «крутых» малолетних пивоманов каждый день видим под окнами: они орут, ругаются матом, дерутся...
Без телевизора современную жизнь, конечно, не представишь. Но почему взрослые не думают о том, насколько вредно бесконечное пребывание детей перед телеэкраном? Несущийся из телевизора изобразительный и звуковой поток формирует у ребенка установочную «базу данных», которая определит всю его будущую жизнь. Это прежде всего установка на пассивное восприятие действительности — безразличие и безделие.
В течение одного часа по любому из российских телеканалов днем — для детей, домохозяек и пенсионеров — показывают 7 — 8 убийств и бесконечную череду выпивок. Вечером накал страстей крепчает. Пьянки, мордобои, убийства и секс следуют каждые 6 минут. Теленачальники считают: народ смотрит то, что он хочет. При этом внушается мысль, что нас допускают к европейским ценностям.
Возникает странное противоречие. Правительство запускает национальные проекты под лозунгами возрождения семьи, охраны материнства и детства, а телевидение все это стремится разрушить. Новостью № 1 мгновенно становится развод какой-нибудь сексуально озабоченной звезды, похождения олигарха-казановы или модного фигуриста.
В Российской империи вплоть до революции семейные узы защищались государством: церковью, традициями, законодательством. Число разводов составляло всего 0,4% от количества заключенных браков. Сегодня крахом заканчивается каждый второй брак. В обществе формируется облегченное, «веселенькое» представление о семейных ценностях и нравах. О допустимости супружеских измен говорят почти 50% опрашиваемых. 73% населения снисходительно относятся к прости¬туции. Неужели мы не способны очистить от грязи наш собственный дои? Или нам обязательно нужна «сильная рука»?
Основными причинами негативных явлений следует считать два сравнительно новых для российского общества фактора. Это мощное информационное воздействие со стороны Запада и, в первую очередь, Соединенных Штатов Америки. И второй фактор — безразличие к дальнейшей судьбе российской культуры, нравственности и духовности подрастающего поколения.
Может быть, именно поэтому за последние двадцать лет у нас в России не появилось ни одного произведения литературы, подобного перу Шолохова, Шукшина, Распутина...
Вообще-то наше телевидение давно уже напрашивалось на пародии. Более того, оно само их и создавало, правда, не предупреждая об этом зрителей. Ну, разве не пародийна, к примеру, программа «Малахов-*-» и ее ведущий Геннадий Петрович, с малороссийским акцентом вещающий о фазах Луны на день эфира?
Возникает предположение: либо телеканалами завладели душевно-больные люди, проделывающие над многомиллионной аудиторией изуверские эксперименты, либо мы имеем дело с каким-то изощренным способом вторжения в нашу психику, с какой-то чудовищной социально-Информационной технологией.
По этому поводу хотим поделиться своими наблюдениями. Человек, который вынужден из-за рекламы постоянно переключаться с одного канала на другой, не способен ни на чем сосредоточиться. Его намеренно приучают к отрывочному, фрагментарному восприятию чего бы то ни было. Установлено, что дети, смотрящие рекламу, по нескольку раз за ночь просыпаются, потому что их мозг живет ожиданием вторжения.
Исследования показывают, что благополучные, работающие юноши и девушки в раннем детстве смотрели телевизор не более часа в неделю, а некоторые росли в семьях, где его вообще не было.
Психологи рекомендуют, чтобы ребенок до 4 лет (основной период созревания структур мозга (80%) не смотрел телепередачи. После б лет (90% созревания мозга) общаться с «ящиком» можно не более часа в неделю; после 10 лет — 2 — 3 часа. После 16 лет ограничения снимаются — считается, что ребенок стал взрослым. Родители должны сделать выбор между недовольством ребенка и сознательно причиненным ему вредом.
Следует признать, что мы имеем дело с целенаправленной системой оболванивания людей с помощью западных специалистов, осуществляемого различными способами, при участии разнообразных средств массовой информации. Поэтому отношение к проблемам сохранения национальной культуры России со стороны государства должно быть решительным образом пересмотрено. Сфера культуры ~ это один из важнейших объектов обеспечения нравственности, информационной безопасности российского общества, который должен находиться под особой охраной государства.
[right]Октябрь ВАЛИТОВ, директор Нефтекамского филиала БашГу, доктор философских наук, профессор.[/right]