НФ БашГУ и ресурсные центры: новые шаги к качественному образованию. 6 июня 2009

Перспективы развития любой системы образования, в том числе и муниципальной, определяются двумя группами факторов — потребностями общества в изменении системы образования и возможностями самой системы образования, её готовностью к изменениям. Поэтому для становления нового качества образования нужно разрабатывать и внедрять новые управленческие механизмы на уровне региональной и муниципальной систем образования, которые обеспечивают эффективность функционирования и развития образовательных учреждений. Во многих городах и районах России уже существуют и активно функционируют ресурсные центры и базовые школы, призванные решать современные задачи для качественного изменения в сфере образования. Отрадно, что и у нас в городе сделаны первые, но плодотворные шаги к освоению подобных новых методов. В начале октября 2008 года Нефтекамский филиал БашГУ и городской отдел образования провели круглый стол, в котором принимали участие начальник отдела образования Г.А. Рукавишникова, инспектор Л.Ф. Чайникова, первый заместитель директора Нефтекамского филиала БашГУ Р.Х. Аллагулов и преподаватели, ответственные за работу с ресурсными центрами. В ходе заседания обсуждались вопросы качества образования и профориентационной работы с выпускниками школ, были определены основные направления работы по взаимодействию вуза и ресурсных центров, открытых на базе муниципальных образовательных школ города: лицея №1, гимназии №1, башкирской гимназии–интерната, школы №10. Ответственными за организацию работы назначены: первый заместитель директора НФ БашГУ Р.Х. Аллагулов и инспектор по дополнительному образованию А.Х. Зуфарова. За каждым из ресурсных центров, осуществляющим профильное обучение, закреплена соответствующая кафедра Филиала. С лицеем №1 активно сотрудничают кафедры математического моделирования (ответственное лицо с кафедры - Г.Ф. Сафина), государственного права (отв. С.Ф. Галяутдинова) и финансового менеджмента (отв. Л.Р. Хабибуллина). В гимназии №1 развивают свои направления кафедры иностранных языков (отв. Л.А. Сайфи) и гражданского права (отв. Р.Б. Сафина). За Башкирской гимназией-интернатом закреплены кафедры башкирской филологии (отв. Р.Г. Гатина) и истории государства и права (отв. М.М. Шайсламова). А со школой №10 работают кафедры экономической теории и анализа (отв. Н.К. Аллагулова) и русской филологии (отв. А.Р. Давлетова). На базе ресурсных центров предусматривается активное привлечение абитуриентов в Филиал в рамках профориентационной работы, а также оказание организационно-методической поддержки в реализации профильного обучения в общеобразовательных учебных заведениях. Большое внимание планируется уделять повышению уровня квалификации учителей. Филиал видит необходимость в определении перечня элективных курсов для преподавания с учетом направлений подготовки. Для этого предполагается привлечь наиболее квалифицированных работников Филиала к оказанию методической помощи учителям, начать практиковать послевузовское образование учителей и организацию курсов повышения квалификации, семинаров для педагогических работников школы. Для совершенствования учебного процесса Филиал будет оказывать помощь ресурсным центрам, предоставлять практические материалы, специальную литературу, материально-технические ресурсы, в том числе с использованием современных инновационных образовательных технологий. В планах сотрудничества также предусмотрены научное руководство творческими группами учителей и проведение рецензирования учебных программ по предметам, методических пособий, подготовленных учителями; а также оказание им консультационной помощи в подготовке к конкурсам и олимпиадам. Несмотря на сравнительно недавний запуск проекта по взаимодействию ресурсных центров с НФ БашГУ, можно перечислить ряд успешно проведенных мероприятий, продемонстрировавших взаимовыгодное и перспективное сотрудничество школы и ВУЗа. Например, в октябре 2008 года были организованы курсы повышения квалификации по темам: «Изучение и развитие родных языков, истории и культуры республики (для заместителей директоров школ по УР) и «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» (для педагогических работников). Преподаватели Филиала прочитали профильные лекции, обсудили волнующие учителей вопросы, поделились опытом и ценной информацией о новациях в методике преподавания. В январе 2009 в гимназии №1 канд.физ-мат. наук, доцент кафедры математического моделирования НФ БашГУ А.И. Шагапов прочел обзорную лекцию для учителей города по математике по теме «Интегралы и комплексные числа», а в школе №10 состоялось заседание городского методического объединения учителей экономики (отв. Аллагулова Н.К.). 15 марта 2009 года в 3-м корпусе НФ БашГУ в очень теплой и дружественной атмосфере прошли Дни открытых дверей, где каждый выпускник мог получить необходимую информацию об условиях поступления и обучения в НФ БашГУ; ознакомиться с материально-технической оснащенностью Филиала; пообщаться с преподавателями и студентами. В период с февраля по март 2009 под руководством Нуриевой А.Р. была организована педагогическая практика студентов филиала на базе ресурсных центров. Студенты активно сотрудничали с преподавателями школ, обменивались опытом, а также, в условиях свободного общения с учащимися профильных классов, проинформировали их об особенностях организации обучения на различных факультетах, о требованиях учебной деятельности и т.д. А 10 апреля 2009 в Филиале состоялась межвузовская V республиканская студенческая научно-практическая конференция «Первые шаги в науку третьего тысячелетия», посвященная 100-летию БашГУ. В ней приняли активное участие не только студенты из разных городов республики, но и учащиеся общеобразовательных учреждений Нефтекамска. Для многих учеников это были, действительно, первые шаги в науку. Но, несмотря на свой дебют, они продемонстрировали высокий уровень подготовки, оригинальные идеи и подходы в исследованиях, а также искреннюю заинтересованность в научной жизни. На базе ресурсных центров также проводились научно-практические конференции, куда в состав жюри были приглашены студенты и преподаватели Филиала. Необходимо отметить, что НФ БашГУ особо уделяет внимание талантливым учащимся школ, влюбленным в науку, и приглашает их на консультации, заседания научных кружков. Например, в январе этого года при кафедре математического моделирования проводились занятия с одаренными детьми, где рассматривались элементы по теории вероятностей, математической статистике, комплексным числам, интегралам, обсуждались и решались задачи, велась подготовка к республиканскому туру Всероссийской олимпиады школьников. На базе Филиала ведется активная работа по привлечению учителей и учеников школ к совместной научно-исследовательской деятельности, проведены заседания «круглых столов» и семинаров по различным школьным дисциплинам. Например, с февраля по май на базе гимназии №1 были осуществлены интернет-программы по гуманитарным дисциплинам. А для выпускников школ при НФ БашГУ были открыты подготовительные курсы для сдачи Единого государственного экзамена. Но не только научная жизнь объединяет школу и ВУЗ. Нефтекамский Филиал БашГУ активно задействует учащихся школ в проведении культурных мероприятий. В этом году школьники из ресурсных центров были приглашены на Встречу с актерами драматического театра им. М. Гафури, День родного языка, Широкую масленицу, День поэзии, День театра, на ежегодный фестиваль Студенческая весна и др. Будущие студенты смогли познакомиться с разнообразной культурной жизнью Филиала, а также принять в ней непосредственное участие. Следует отметить, что в рамках сотрудничества ресурсных центров с Филиалом оказывается обоюдное воздействие и на школу, и на ВУЗ. Знания, которые учащийся получает в школе, влияют на содержание образования в университете. Уровень школьного образования - это исходная точка, от которой университет отталкивается при организации учебного процесса. Чем лучше подготовлен школьник, тем легче он осваивает вузовские образовательные программы. Поэтому повышение уровня образования в школе неизбежно влияет на эффективность подготовки специалистов в ВУЗе. Необходимо развивать взаимодействие высшей и средней школы, осваивать новые горизонты сотрудничества, искать новые пути и подходы для использования потенциала средней, высшей школы. В этом направлении НФ БашГУ успешно делает первые, уверенные и, вне сомненья, нужные шаги. [right] А.Давлетова, ст.преп. кафедры русской филологии.[/right]