Вклад в изучение истории северо-запада РБ может быть увеличен 22 декабря 2009

Историко-культурное наследие северо-западного региона нашей республики чрезвычайно богато. В его составе наиболее древним компонентом являются объекты археологического наследия. Они позволяют реконструировать события исторического прошлого, опираясь на довольно разрозненные и плохо сохранившиеся памятники. На территории северо-запада Республики Башкортостан, археологические изыскания начались в середине XX века и особенно интенсивно шли в период строительства Нижнекамской ГЭС и создания Башкирской атомной электростанции в 1968-1972 годы и 1978-1982 годы в связи с подготовкой зоны затопления. Были изучены археологические культуры эпохи энеолита, бронзы и раннего железа, которые относятся исследователями к ранним финно-угорским группам населения (гаринской, луговской, какры-кульской, заосиновской, срубной, черкаскульской, межовской и ананьинской). В эпоху средневековья на данной территории была распространена бахмутинская археологическая культура, о чем свидетельствует наличие культурных слоев на укрепленных городищах Тра-Тау, Какры-Куль (Старо-муштинское), Ново-Кабановское, существовавшие в течение нескольких периодов эпохи раннего железа и средневековья, вплоть до начала II тысячелетия. Значительная часть памятников региона была исследована археологами БГУ, которые организовывали здесь студенческую археологическую практику по хоздоговорам со строительными организациями еще в советский период истории. Но многие памятники остались неизученными до конца и, возможно, даже не выявленными до сих пор. Несомненно, нужно организовать новые археологические изыскания в регионе на предмет как мониторинга состояния сохранившихся памятников, так и выявления новых объектов силами студентов во время учебной археологической практики под руководством археологов-специалистов и преподавателей. Необходимо также привлекать студентов-историков к написанию курсовых и дипломных работ по древней истории края на основе местного материала, докладов на конференции, в том числе и ежегодные УПАСКи (Урало-Поволжская археологическая студенческая конференция), которые проводятся в вузах региона. В этнографическом плане изучение северо-западного региона позволило бы зафиксировать исчезающую самобытную культуру местных башкир, которые в отличии от башкир, проживающих в других регионах представлены в науке не столь репрезентативно. Предполагается, что вполне реально силами НФ БашГУ, АН РБ, института этнологических исследований УНЦ РАН провести комплексные обследования хозяйства – материальной, духовной культур, фольклора и традиций северо-западных башкир. Ждет своих дальнейших разработок история родов и племен: Гайна, Герей, Геней, Уран, Байляр и др. Это тем более интересно, что сохраняются названия деревень, в которых отразились имена башкирских родов и племен (Мен, Айбуляк, Таз, Калмаш, Сырыш), а национальный состав деревень очень сложный. В языке северо-западных башкир доцент НФ БашГУ, к.филол.н. Л.М. Хусаинова обнаружила древнейшие формы тюркского языка, подтвердив тем самым научные гипотезы проф. С.Е.Малого и проф. Д.Г. Киекбаева. В местном диалекте отсутствует звук h, который, по-видимому, никогда здесь и не был. И именно на этом основании, а также из-за наличия ряда слов, которых нет в башкирском литературном языке (иней, энкей, вместо слова эсей; ток, вместо капсык и другие), происходит дистанцирование северо-западного диалекта от башкирского литературного языка, а, следовательно, и местных башкир от материнского этноса. К сожалению, работа по созданию единого башкирского литературного языка с учетом всех его диалектных особенностей идет очень медленно. Давно замечено, что в регионе сохраняются архаичные черты древней башкирской культуры. Например, в полевой этнологической экспедиции 2009 года нами зафиксирован интересный вариант игры-жеребьевки, в котором сохранились древние формы тюркского языка: Берлян, икелян, Алман тиклян, Каптыр, батыр, Сэфэр ашыр, Сары чэчкен. Бында торма, Пошел, чык! Один, два, Сажали яблоки. Попробуй, батыр, Вкусную еду. Посеяла желтое. Здесь не стой, Пошел, выходи! Именно в первых двух строчках мы сталкиваемся с древней формой тюркского языка, сохранившейся не где-нибудь, а здесь, на северо-западе. Такой вариант до этого был зафиксирован только у башкир Белокатайского района. Люди бережно хранят свою историю: некоторые из составленных шежере своими корнями уходят в XIII-XIV века, а шежере с истоками в XVIII-XIX веках уже никого не удивишь. Наши студенты занимали и занимают призовые места в конкурсах шежере. С удовольствием они разрабатывают свои родословные из интереса к истории своего рода, деревни, своей фамилии. Этносоциологические исследования, периодически проводимые институтом социо-гуманитарных исследований, можно было бы существенно расширить с привлечением студентов специальностей “История”, “Юриспруденция”. Это тем более актуально, так как на северо-западе республики ситуация с национальным самосознанием непростая. Работа в данном направлении активно продолжается. Преподаватели кафедры, кандидаты наук успешно разрабатывают проблемы истории Башкирии. За четыре последних года вышло четыре монографии, три из которых посвящены истории сельского хозяйства РБ ХХ века: периода ВОВ, «хрущевского десятилетия» и эпохи застоя. Одна работа освещает проблемам духовной культуры башкирского этноса. Из северо-западного региона вышло немало исторических и общественных деятелей науки и культуры. Выходцем из деревни Карышево Балтачевского района является предводитель башкирского восстания 1755-1756г., ахун Осинской дороги Абдулла Алиев (Батырша). Как известно он был не только идеологом восстания, но и просветителем 18 века. На родине Батырши функционирует музей, открытый в 2003г., богат уникальными экспонатами: рукописные книги Батырши, копия его письма Елизавете Петровне (150 стр.). Отдельный зал посвящен этнографии. За год музей посещают более 6 тысяч человек, в том, числе и студенты НФ БашГУ, которые не далее как осенью 2009 года были там с экскурсией. В деревне Ст. Чукурово Татышлинского района имеется музей, посвященный Гали Сокрый. Он был не только поэтом и писателем, но и просветителем 19 века. Будучи представителем суфистского течения, он создавал религиозно-этическую литературу, близкую по духу народу. В деревне Ст.Курдым находится музей народного поэта Башкортостана Ангама Атнабаева. Семья Атнабаевых очень знаменита: актриса Башкирского государственного театра им. Мажита Гафури Зинира Атнабаева тоже принадлежит к этому известному роду. Деревня Илякшиды Илишевского района является родиной прославленного летчика, дважды Героя Советского Союза Мусы Гареева. Выходцем из Янаульского района является башкирский писатель Гайнан Амири. В Дюртюлях историко-краеведческий музей был основан в 1989г., имеет 16 тыс. уникальных экспонатов по этнографии, археологии и истории, по культуре и быту. Также Дюртюлинский район является родиной башкирских поэтов 20 века. Шайхизады Бабича (д. Асяново Дюртюлинского р-на) и Назара Наджми (д. Миништы Дюртюлинского района). Там функционируют музеи, посвященные прославленным землякам. К 45-летнему юбилею города Нефтекамска фактически второе рождение пережил историко-краеведческий музей, который сегодня ведет активную культурную, просветительскую, общественную работу. Нельзя не заметить того, какую роль городской музей стал играть в жизни города сегодня. История Калтасинского района гордится метростроевцами, которые в 30-е г. ХХ века работали в Москве: их история отражена в районном музее. Интересен и богат экспонатами музей Краснокамского района. Вообще, необходимо отметить, что на северо-западе РБ все краеведческие музеи (их перечисление заняло бы много времени) по-своему интересны и содержат уникальные экспонаты. Мы работаем с музеями региона, посещаем их как постоянные, так и тематические, временные экспозиции, проводим совместно музейные практики для студентов специальности «История». Но мы можем и больше. В рамках деятельности Нефтекамского филиала БашГУ целесообразным может стать разработка специальных тем научно-исследовательских работ, связанных с решением вопросов сохранения и использования историко-культурного наследия. Например, таких: 1. Духовный мир древнего населения северо-западного региона РБ (по данным археологии и этнографии). 2. Музеефикация археологического наследия северо-западного региона РБ. 3. Проект создания историко-культурного и природного музея-заповедника на базе археологического комплекса Тра-Тау, Старая Мушта. 4. Археологическая карта северо-западного региона РБ. 5. Этнографическая карта северо-западного региона РБ. 6. Духовная культура северо-западных башкир. 7. Публикация материалов фольклорных экспедиций. 8. Совместные семинары и исследования в рамках сотрудничества с музеями северо-запада. Уникальным памятником природы северо-западного региона являются реликтовые хвойные леса. Несомненно, задачи комплексного научного изучения региона могут быть решены при финансовой поддержке со стороны заинтересованной общественности, государственных учреждений науки и образования. [right]Шагапова Г.Р. доцент кафедры истории, истории государства и права НФ БашГУ[/right]